Ремонт водяного насоса: основные неисправности, как разобрать и отремонтировать

Виды устройств

Водяной погружной насос – основа системы скважинного водоснабжения дома. Он помогает перекачивать воду из источника к месту назначения.

 Если вы не уверены в своих силах, по поводу ремонта насоса лучше обратиться к профессионалам

Достоинства использования такого агрегата обусловлены следующими факторами:

  1. Может поднять воду, залегающую на большой глубине, например, в артезианской скважине.
  2. Позволяет обеспечить мощный напор воды и потреблять при этом немного электричества.
  3. Датчики могут регулировать работу агрегата, например, при возникновении риска перегрева он отключается.

Насос способен отработать довольно долгий срок. Небольшой размер позволяет устанавливать его в скважины любого размера. Актуальна простая эксплуатация и установка, которую можно производить своими руками.

Такие приборы более просты в эксплуатации и ломаются реже, потому что в них нет движущихся деталей. Применение вихревого типа оправдывает себя для водоснабжения из колодца, а также для откачки воды и полива огорода. Центробежные бывают самовсасывающими и нормально всасывающими. Первые работают за счет поступления воздуха, а вторые – за счет воды. Использование центробежного варианта осуществляется преимущественно для перекачки воды из скважин.

Регулярное обслуживание насоса

Правильный уход за насосом “Водолей” позволит свести к минимуму вероятность внезапных поломок. Для этого насос нужно извлечь из скважины, чтобы провести осмотр

Поднимать и опускать насос следует осторожно, чтобы не повредить стены обсадной трубы, а также корпус насоса

Это трудоемкая процедура, особенно если речь идет о большой глубине погружения, но все же специалисты рекомендуют выполнять диагностический осмотр насоса дважды в год. Сначала выполняют внешнее визуальное обследование корпуса насоса. Выявляют возможные сколы, трещины, следы коррозии и другие повреждения.

Если этим этапом пренебречь, при разборке насоса повреждения могут стать еще более серьезными. Когда внешние повреждения обнаружены, следует предпринять действия для их устранения, например, зачистить и обработать специальными составами участки, подвергшиеся коррозии.

По окончании ремонтных работ, промывки и текущего обслуживания работу насоса проверяют в емкости с водой, чтобы не пришлось повторно вынимать насос из скважины

После этого следует снять крышку моторного отсека. Здесь проверяют, насколько свободно движется вал двигателя. Если его вращение затруднено, необходимо промыть устройство от загрязнений, как это было описано выше. Во время диагностического осмотра также проверяют состояние подшипника и сальника на предмет износа. При необходимости их сразу же заменяют.

Еще одна важная процедура — замена смазки насоса. При этом следует использовать только те смазочные материалы, которые рекомендованы производителем. При поломке насоса, находящегося в скважине, эти вещества могут вытечь из корпуса. Попадание в воду посторонних маслянистых примесей может существенно ухудшить ее качество.

Распространенные дефекты глубинных насосов

Постоянно глубинный насос находится в воде и постоянно на него влияют негативные факторы. В большинства случаев, глубинные насосы мгновенно не ломаются, а постепенно приходят в неисправность. Если у вас, все же случится небольшая поломка, то не обязательно заменять насос, можно и обойтись небольшим ремонтом своими руками.

А менять полностью глубинный насос при небольшом дефекте не нужно и это не целесообразно. Если сравнивать погружной насос с глубинным, то насос погружной легко подвергается ремонту своими руками, чем глубинный. Чаще всего у глубинного насоса ломается магнит насосного прибора.

Подвергается такой дефект у таких насосов, как «Водолей» либо «Спрут». Если у вас вышел из строя магнит насоса, то произвести ремонт своими руками Вам не удаться, а только предусмотрена замена в специальных сервисах. Есть такие поломки, как посторонний шум при работе насосов. А это уже механические поломки, которые легко устраняются своими руками.

Устройство глубинного насоса для воды

Сперва нужно насос положить вертикально и разобрать на запчасти. Если при работе шумит насос («Спрут» и «Водолей»), то сначала проверяется электрическая система насоса, которая отвечает за систему автоматики и работу двигателя.

Наиболее уязвимые насосы марки «Спрут» и «Водолей» у которых при работе слышны шумы. В этом случае устранить поломку у них можно своими руками. Также случаются поломки у таких насосов, таких как «Спрут» и «Водолей» это неисправность реле, а также не срабатывание сухого хода. Случаются такие поломки чаще всего из засорения внутренней системы насосов.

Также если вы включили насос в сухом режиме, это тоже может привести к серьезной поломке. А чаще всего глубинный насос работает в сухом режиме , в нем быстро заканчивается масло, при этом механизм начинает работать туго и не плавно. Если насос будет продолжительно работать в сухом режиме, происходит деформация внутренних деталей, в результате чего, насос починить своими руками становится не возможно.

Вот поэтому такие насосы, как Водолей либо Спрут должны проходить постоянную диагностику и желательно квалифицированными специалистами.

Как диагностировать поломку

Чтобы избавиться от поломки, нужно найти ее причину. Диагностика состоит из следующих последовательно выстроенных этапов:

  1. Снимите своими руками распределительную панель.
  2. Отсоедините от двигателя крыльчатку.
  3. Проверьте, как она вращается, если нет нагрузки. Если впредь вы хотите, чтобы двигатель работал плавно и спокойно, зафиксируйте к детали сглаживающий конденсатор.
  4. Когда крыльчатка отложена в сторону, определите, находится ли мотор в рабочем состоянии, не сгорел ли он.
  5. Если вал не прокручивается, скорее всего, сломалась деталь, спровоцировавшая заклинивание двигателя. Тогда в агрегат вместе с водой попадают небольшие и наоборот крупные части почвы.
  6. Вполне вероятно, что сгорела обмотка статора, по причине накопления грязи и несвоевременного от нее избавления.

Ремонт

Сломанный циркуляционный насос лучше всего отдать в специализированный сервисный центр, особенно если он еще на гарантии. Большая часть моделей, представленных сейчас на рынке, к сожалению, являются неразборными или частично разборными, так что при возникновении проблем с его внутренними запчастями замене подлежат целые блоки или насос в сборе. Если же гарантийный срок уже истек, а конструкция насоса позволяет разобрать его и добраться до всех основных узлов, то при наличии соответствующих навыков можно выполнить ремонт самостоятельно.

Определив из таблицы выше причину неисправности, достаточно разобрать насос, как указано в пункте о профилактике и обслуживании, и заменить неисправную деталь.

В блоке управления насосом основными элементами являются:

  • конденсатор на 1-5 микрофарад;
  • блок клемм для подключения;
  • регулятор скорости.

В виду малой емкости конденсатора, проверить его можно с помощью мультиметра, в котором имеется встроенный С-метр с ограничением до 20 мкФ

При сильном отклонении показаний от номинала, конденсатор следует заменить, при этом важно соблюсти полярность включения и обязательно его допуск по вольтажу. Для обычного однофазного двигателя используются конденсаторы с допуском до 450 В

Регулятор скорости заменяется в сборе новым. Достаточно его отсоединить от клемм, запомнив положение каждого пина и подключить новый.

Блок клемм должен быть идеально чистым, сухим и без следов явного перегрева или обгорелости. Если вышеперечисленные проблемы имеются, то его следует заменить новым, такой же или схожий по количеству подключений.

Популярными являются модели циркуляционных насосов от производителей Wilo, Ggrundfos, Dab. Не в последнюю очередь за счет их надежности. Ожидать, что эти насосы сломаются в гарантийный срок, можно только при нарушении рекомендованных условий эксплуатации. Однако в пост гарантийный период у Wilo часто наблюдается проблема с опорными подшипниками. Помогает только их замена.

Ggrundfos и Dab могут «порадовать» зарастанием крыльчатки накипью для высокотемпературных систем отопления, а также заиливание стакана статора. Лучше предупредить эти проблемы установкой хорошего фильтра и подготовкой воды. В остальном поломки чаще аргументируются внешними проблемами.

https://youtube.com/watch?v=3BWzX-0k1b8%3F

Устройства и основные узлы погружного насоса

В настоящее время в России можно найти гидроаппаратуру производителей Италии, США, Германии, Франции, Дании: ZDS, PEDROLLO, CALPEDA, WILO, Busch, GRUNDFOS, Tapflo и другие; российских компаний Джилекс, Ампика, Пинский ОМЗ, ГМС Ливгидромаш.

Погружные насосы предназначены для откачивания воды из скважин, колодцев или подвальных помещений зданий и при необходимости подачи её в разборную сеть водоснабжения. При этом рабочая область у них погружается в жидкость, из-за чего их так называют.

Существует несколько типов этих устройств:

  1. Центробежные, у которых главным элементом является крыльчатка (рабочее колесо) или винт.Примером их могут служить «Водомет», «Водолей», «Вихрь», «Спрут».
  2. Вибрационные, у которых во главе стоит поршень.Примером их может служить насос «Малыш».
  3. Вихревые, похожие на центробежные, но отличаются большей круговой скоростью жидкости.Примером может служить вихревой насос «Вихрь».

К основным узлам центробежных аппаратов относятся:

  • рабочее колесо или винт/шнек;
  • электродвигатель;
  • штанга;
  • сальниковые блоки;
  • соединительные муфты;
  • подшипники.

К основным узлам вибрационных аппаратов относятся:

  • корпус рабочей части;
  • блок привода;
  • электрическая катушка;
  • поршень;
  • диафрагма;
  • клапан
  • амортизатор;
  • упор;
  • муфта.

Причины поломок погружных насосов

Схема вибрационного погружного насоса

Существует несколько причин, которые способствуют выходу со строя таких агрегатов. На насосы, которые работают непосредственно с жидкостями, постоянно действуют достаточно разные отрицательные факторы, что является причинами возникновения неисправностей устройств.В этом случае необходимо сначала выяснить, есть ли возможность отремонтировать изделие, а лишь после этого решать: покупать новый агрегат или сделать ремонт существующего, тогда цена насоса значительно уменьшится.

https://youtube.com/watch?v=z13bUEX9eQo

Причинами поломок могут быть:

  • Вышел со строя магнит устройства. Такой дефект ремонту не подлежит. Необходимо насос отдать в специализированную мастерскую, где специалисты починят его.
  • Наличие посторонних звуков при работе устройства указывает на механическую поломку. В этом случае, скорее всего, возможно устранение поломки самостоятельно.

Причиной таких неисправностей могут быть:

  1. очень грязная вода, засоряющая насос;
  2. работа устройства в сухом режиме – отсутствует масло, необходимость которого обязательна;
  3. перегрев прибора, возникающий при нагреве жидкости до температуры выше 40°С;
  4. неправильная фиксация под водой кабеля.

Часто требует ремонта электрическая часть агрегата, в ней могут выйти со строя:

  1. реле времени;
  2. автоматический выключатель, срабатываемый при возникновении перегрузки;
  3. оборвалась работа фазы, питающей насос;
  4. обмотки двигателя.

Существуют и другие многочисленные поломки насоса, приводящие к его неправильной работе и даже выходу со строя.Это могут быть:

  • Неисправности гидроаккумулятора.
  • Отсутствие фильтра для очистки.
  • Сломалось реле давления.
  • Отсутствие заземления может привести к скачкам напряжения или короткому замыканию на корпус двигателя, что приведет к поломке насоса.

Диагностика глубинного насоса

После обнаружения неисправности необходимо выполнить ремонт погружного скважинного насоса.Для этого:

Проверяется, нет ли перегрузки в сети, в результате чего отключился предохранительный автомат. Для этого:

  1. вскрывается распределительная коробка;
  2. с двигателя снимается крыльчатка;
  3. проверяется ее вращение в свободном состоянии.

На фото представлен порядок сборки насосов:

Порядок сборки насоса

  • Мог сгореть стартер мотора, что требует снятие крыльчатки.
  • Вал прокручивается вручную. Это позволяет сделать освобожденное место от крыльчатки.
  • Если вал нельзя прокрутить, возможна механическая поломка элемента, которая привела к заклиниванию двигателя. Вызвать это могло попадание различных мелких и крупных частиц грунта.
  • Несвоевременное устранение грязи может привести к сгоранию обмотки статора.
  • Нормальное вращение вала позволяет собирать нижнюю часть двигателя.

Нюансы поломок в зависимости от марки насоса

Существует множество причин поломки оборудования: погодные условия, качество оборудования, соблюдение техники безопасности, обращение с прибором

Кроме этого, товары одной марки имеют типичные неисправности, что важно учитывать при ремонте и диагностике оборудования

“Водолей”

Насосы “Водолей” отличаются долгим сроком службы (до 6 лет), нетребовательностью к условиям эксплуатации (перепадам напряжения или чрезмерно загрязненной воде), низким уровнем шума.

Несмотря на свое высокое качество, оборудование предрасположено к перегреву, особенно при работе в скважинах небольшой глубины. Это достаточно распространенная проблема, которая может нанести большой ущерб, а цена ремонта может оказаться равной половине стоимости аппарата.

Grundfos

Модели Grundfos имеют систему клапанов и оборудованы двигателями со встроенной теплоизоляцией – эти детали выходят из строя. Для их замены или ремонта необходимо разбирать корпус.

“Малыш”

У продукции электронасосов этой фирмы есть общая черта – посторонний шум во время работы, когда аппарат не откачивает жидкость. Это популярная проблема, связанная с разрывом оси, которая держит якорь и мембрану.

“Джилекс”

Одной из типичных поломок, свойственных водяным насосам фирмы “Джилекс”, является протечка двигателя. Доливка масла производится в сервисном центре из-за сложности выполнения ремонтных работ.

“Ручеек”

Эти насосы и помпы имеют долгий срок службы и могут работать более 7 часов подряд. Это возможно благодаря использованию фирменных деталей и качественный сборке. Однако рекомендуется каждые 2-3 часа выключать устройство, чтобы не произошло перегрева.

Marquis (Маркус)

Основная проблема, свойственная этим насосам, – закисание крыльчатки. Это не наносит большого вреда устройству, но аппарат будет включаться только после небольшого удара по нему или по подключенной трубе. Это решается разбором агрегата и прочисткой крыльчатки, что можно сделать самостоятельно.

Как выполнить диагностику и ремонт глубинного насоса

При возникновении поломок агрегата, прежде всего, необходимо выполнить его диагностику и выявить причину неисправностей.Инструкция предлагает такой порядок работ:

Определяется, отсутствует ли перегрузка напряжения в сети, что может привести к отключению предохранительного автомата. Для этого:

  1. распределительную коробку необходимо вскрыть;
  2. снять с двигателя крыльчатку;
  3. проверить ее вращение при отсутствии нагрузки.

На фото показан порядок сборки элементов насоса:

Схема сборки насоса

  • После снятия крыльчатки проверяется не сгорел ли мотор.
  • Прокручивается вручную вал. Этому не будет мешать, ранее снятая крыльчатка.
  • При невозможности прокрутить вал, возможно возникла механическая поломка элемента, что привело к заклиниванию двигателя. В этом случае в агрегат могли попасть различные мелкие и крупные частицы грунта.
  • Обмотки статора может сгореть от несвоевременного устранения грязи.
  • При нормальном вращении вала собирается нижняя часть мотора.

Как облегчить ремонт устройства

Есть несколько способов, которые могут помочь облегчить ремонт глубинного насоса:

  • Разбирать верхнюю часть электродвигателя нужно начинать после установки его вертикально. Это предотвратит вытекание масла наружу, что недопустимо, поскольку масло в большинстве современных системах является рабочей жидкостью.
  • Снимается крышка, куда подходят провода подающие напряжение к электромотору. Здесь же хорошо виден и пусковой конденсатор.
  • Проверку сопротивления пусковой и рабочей обмоток, следует проводить с помощью омметра, клеммы которого подключаются к обмотке.
  • Вращая рукоятку, необходимо создать напряжение в несколько сотен вольт. Если показание прибора имеет определенное значение, но не бесконечное, значит, все обмотки исправны. Показание прибором на рабочей обмотке бесконечности указывает на обрыв в рабочей фазе мотора.
  • Небольшая величина сопротивления указывает, что между витками двигателя существует замыкание.

Последовательность ремонта глубинного насоса

С поэтапным планом выполнения работ можно познакомиться на примере: как производится ремонт глубинного насоса спрут.Для проведения работ понадобятся:

  • Отвертки: плоская и крестообразная.
  • Ключ на «9» рожковый и накидной.
  • Щетка для работы по металлу.
  • Строительная кисть со средней жёсткостью.
  • Для облегчения демонтажа необходима вспомогательная жидкость.

Выполнение работ производится в такой последовательности:

Демонтируется средняя часть насоса. Для этого:

  1. насос очищается от грязи;
  2. отсоединяется заборная защитная решетка, фиксируемая двумя винтами;
  3. откручиваются четыре винта, соединяющие две основные части устройства.

Очистка шнека и, при необходимости, его замена. В этом случае:

  1. выкручивается против часовой стрелки изношенный витой шток;
  2. новый элемент устанавливается в обратном порядке;
  3. такая деталь идет в одном комплекте с резиновой втулкой, что требует ее замену на новую.

Замена витого шнека

Разбирается верхняя часть насоса для замены резиновой трубки.

  1. разъединяются элементы конструкции и выполняется замена элемента;
  2. верхняя част корпуса собирается в обратном порядке.

Проверка уровня масла. При недостаточном количестве масла в устройстве его необходимо заменить полностью. Больше всего подходит вазелиновое масло. Реже используется пропиленгликоль или глицериновое.

Как ремонтируются насосные станции для дома с глубинным насосом хорошо видно на видео в этой статье.
После окончания ремонта глубинных насосов или их профилактическом обслуживании необходимо придерживаться упорядоченной схемы демонтажа и монтажа устройства

Болты и граверы должны располагаться на своих начальных местах.
В конце процесса сборки нужно обратить внимание на соединение мест корпусной части изделия. Все крепежные элементы должны плотно прилегать к основанию корпуса.
Нельзя допускать их «недожатия»

Щели или зазоры увеличат механический износ внутренних и наружных составляющих обслуживаемого насоса.
После того как выполнена замена всех изношенных деталей можно производить монтаж глубинного насоса. Своевременный ремонт глубинного насоса увеличит его срок эксплуатации.

Причины поломки

Причин неисправностей дренажных насосов не так много. Но выявить одну из них не всегда просто. К тому же может выйти из строя отработавший много лет агрегат или только что приобретенный. В последнем случае это может быть заводской дефект, либо были допущены ошибки при монтаже насосного оборудования. К примеру, насос был опущен на недостаточную глубину, поэтому всасывающее отверстие оказалось над поверхностью водной глади.

Чаще все неисправности проявляют себя в процессе работы прибора

Очень важно правильно эксплуатировать его по контрольным параметрам, которые производитель обязательно указывает в паспорте изделия. Если насосное устройство использовать неправильно, нагрузки просто разрушат его, выведут из строя рабочие узлы и детали

К таким контрольным параметрам относятся размеры частиц, расположенных в перекачиваемой воде. Если они больше, чем указано в паспорте, это в первую очередь приведет к выходу из строя крыльчатки или электродвигателя.

То же самое можно сказать, если насосный агрегат работает вхолостую. Охлаждение электродвигателя производится перекачиваемой водой. Если она в корпус насоса не попадает, через несколько минут работы мотор перегреется и высока вероятность, что его обмотки сгорят.

Рекомендации по облегчению ремонта

Существует ряд мер, которые позволяют облегчить работы, связанные с ремонтом погружного насоса:

  • Перед разборкой верхней части электродвигателя, его нужно поставить вертикально. Это необходимо, иначе масло, которое в большинстве современных систем служит рабочей жидкостью, может просто вытечь наружу, а это недопустимо.
  • После этого снимается крышка, в которую входят провода для подачи напряжения к электродвигателю. Здесь же виден и пусковой конденсатор.
  • Для проверки сопротивления пусковой и рабочей обмоток, необходимо использовать омметр.

В этом случае клеммы омметра нужно подключить к обмотке.

  • Вращением рукоятки создается напряжение равное нескольким сотням вольт. При показании прибором сопротивления определенного значения, но не бесконечное, показывает, что все обмотки в исправном состоянии. При показании прибором бесконечности на рабочей обмотке, имеется обрыв рабочей фазы мотора.
  • Если сопротивление будет очень маленьким, это указывает на замыкание между витками двигателя.

Как разобрать агрегат для диагностики поломки

Если выявлена неисправность, нужно разобрать агрегат, диагностировать поломку и исправить появившуюся проблему. При этом нужно учитывать тип устройства, т.к. от этого зависит комплектация.

Устройство центробежного насоса.

Центробежные состоят из:

  • крыльчатки;
  • электромотора;
  • элементов конструкций (подшипников, уплотнений);
  • корпуса.

Вибрационные состоят из:

  • рабочего поршня;
  • сильного электромагнита;
  • электродвигателя;
  • вспомогательных частей (диафрагмы, уплотнителей, амортизаторов);
  • металлического литого корпуса.

Понимание того, из чего состоит каждый тип, необходимо, чтобы правильно отсоединить все детали агрегата и не нанести ни одному из них вред.

Разборка насоса «Водомет».

Пример разборки насоса “Водомет” компании «Джилекс»:

  1. Открутить фильтр, который защищает оборудование от попадания песка. Это изделие цилиндрической формы, которое находится на входном патрубке.
  2. Снять шайбы, диски, стаканы с вала двигателя. Чтобы не перепутать порядок сборки, рекомендуется выкладывать детали в той последовательности, в которой они были сняты.
  3. Киянкой снять стопорное кольцо. Инструментом нужно ударить по двигателю в направлении вниз, протянуть шнур и вернуть его. Таким образом сдвигается уплотнительное кольцо.
  4. Отверткой сместить стопорное кольцо. Когда оно встанет боком, его будет легко вынуть.
  5. Отсоединить проводку, открыть крышку отсека мотора, извлечь двигатель.

Все запчасти можно промыть и прочистить, отвезти двигатель на диагностику или заменить отдельные части.

Проверка линии питания

Первичная диагностика насоса включает в себя его изъятие из скважины и кратковременное включение «на сухую» с контролем вращения вала

При этом следует обращать внимание на характер гудения двигателя: он не должен испытывать дополнительной нагрузки, категорически неприемлемы треск, шелестение и неравномерный гул

Обращаем ваше внимание, что проверять насос нужно без переподключения к электросети. Длина и сечение провода должны быть такими же, как и в повседневной работе

Связано это с тем, что падение напряжения на линии питания более 30-50 метров может быть весьма существенным, к тому же нельзя исключать перелом жил, пробой изоляции и неисправности защитно-пусковой автоматики.

 Повреждение изоляции сетевого кабеля

Прежде всего, отсоедините одну из жил питания с клеммной колодки насоса и измерьте напряжение — оно не должно быть ниже допустимых паспортных значений. Если падение напряжения слишком сильное, то замените кабель на более качественный или увеличенного сечения. Также в полностью отсоединённом кабеле измерьте сопротивление между жилами и каждой из них отдельно. В первом случае мультиметр не даст показаний ни в одном из диапазонов, обратное свидетельствует о пробое изоляции, что свойственно для марок ПВС, изолированных вспененным ПВХ пластикатом. Значение сопротивления самих токоведущих жил внесёт больше ясности в проблему падения напряжения, поможет исключить влияние переходных сопротивлений на клеммных зажимах.

Также не забудьте выяснить, не вышел ли из строя защитный автомат. Его номинал точно подбирается под насос, чтобы при малейшей перегрузке питание отключалось, не допуская повреждений моторной части. Преимущественно используются автоматические выключатели с характеристикой отключения «А», номинал подбирается и регулируется как по мощности насоса, так и по напряжению питания и длине линии.

Ремонт

Чаще всего это бывает:

  • неправильная эксплуатация, когда превышаются рабочие параметры аппарата;
  • большой период между проведением техобслуживания;
  • длительная работа прибора в «сухом» режиме;
  • очень большие твердые включения в откачиваемой жидкости (тогда дренажный насос не качает воду);
  • некачественный монтаж насоса;
  • производственный дефект.

Если появились первые признаки неправильной работы погружного насоса, нужно проверить работоспособность и состояние отдельных элементов:

  • поршень должен отличаться эластичностью и на нем не должно быть механических повреждений;
  • необходимо, чтобы вдуваемый на месте забора жидкости воздух свободно проходил по обеим сторонам;
  • оптимальное расстояние между поршнем и катушками электромагнита – от 0,4 до 0,5 сантиметра. Если зазор больше, катушки бьются, а когда меньше – перегревается мотор;
  • между клапаном, закрывающим входные отверстия, и корпусом промежуток должен составлять от 0,7 до 0,8 миллиметров.

Если не качает дренажный насос, находящийся в рабочем состоянии, то возможные причины заключаются в следующем:

  • в водозаборную часть попал воздух;
  • недостаточная глубина погружения агрегата;
  • водозаборный элемент не покрыт жидкостью.

Ревизия моторной части

Глубинные скважинные насосы снабжены однофазным, в основном бесколлекторным асинхронным двигателем. В схеме подключения имеется пусковой конденсатор. Статор электродвигателя имеет монолитное крепление к корпусу, часто он залит эпоксидным компаундом.

В насосах монолитной конструкции двигатель нужно выдавить из стакана, нажав на отвод подключения отходящего трубопровода при снятых крыльчатках. В штоковых насосах моторная часть отсоединяется при расстыковке двух половин, в шнековых — после снятия рабочего винта. Во всех случаях к внутренностям двигателя (конденсатору, соединительным клеммам) можно добраться только после снятия герметичной пробки. Она фиксируется 2–3 винтами на боковой поверхности гильзы и мощным стопорным кольцом. В некоторых разновидностях насоса пробка может требовать применения специального съёмника.

Статор двигателя скважинного насоса

Все двигатели скважинных насосов наполнены маслом, выполняющим смазывающую, охлаждающую и диэлектрическую функции. Масло используется специальное пищевое, но оно имеется в свободной продаже. Признаками низкого качества может быть мутный цвет масла в случае смешивания с водой, потемнение или наличие механических примесей, а также недостаточный уровень. Если масло в норме, его нужно слить в чистую сухую ёмкость, оставив корпус мотора на 15–20 минут, пока остатки полностью не стекут со стенок. Недостаточная наполненность двигателя маслом говорит об износе сальниковых уплотнений.

Помимо испорченного масла, причинами неисправности двигателя могут быть изношенные подшипники, что определяется по люфту и шуму свободного хода. Если насос долгое время эксплуатировался в экстремальных условиях, может быть поведён (скручен) вал, возможен перегрев изоляции обмоток. Сгоревшие статоры ремонту практически не подлежат, но их достаточно легко заменить.

Подгорание обмотки статора из-за попадания воды в двигатель

Конструкция

Почти все циркуляционные насосы центробежного типа. В них имеется крыльчатка, закрепленная на валу двигателя и помещенная в специальную камеру «ракушку». Вход в ракушку располагается в центре, тогда как выход представляет собой внешний край раковины с каналом, отходящим по окружности по направлению движения крыльчатки. Двигатель раскручивает крыльчатку, и вода под воздействием центростремительной силы устремляется от центра к краям раковины от входа к выходу.

Конструкционные элементы насоса:

  • насосная часть, раковина и крыльчатка, закрепленная на валу;
  • электродвигатель;
  • блок электронного управления.

Износу больше всего подвержена подвижная часть насоса – вал двигателя и крыльчатка, а также подшипники, на которых они закреплены.

Как подготовить циркуляционный насос к отопительному сезону

Перед началом отопительного сезона, чтобы не столкнуться впоследствии с выходом из строя циркуляционной помпы и ее ремонтом, необходимо соответствующим образом подготовить устройство к длительному периоду интенсивной работы.

  1. Следует проверить правильность врезки насоса в трубопровод, ориентируясь на стрелку на корпусе и индикатор вращения крыльчатки. При монтаже нового трубопровода для установки циркуляционной гидромашины лучше выбрать участок непосредственно перед котлом, где риск появления воздушных пробок сведен к минимуму.
  2. На прокладках и патрубках насоса для предотвращения их рассыхания должна присутствовать смазка.
  3. Необходимо проверить состояние сетчатого фильтра на всасывающем патрубке и, если он засорен, тщательно почистить его.
  4. Требуется также оценить правильность подключения насоса к сети электропитания, для чего используется тестер.
  5. Следует проверить герметичность и надежность соединительных узлов гидромашины.
  6. Надо выполнить пробный запуск, результаты которого покажут, готово ли ваше оборудование к отопительному сезону.

Выводы и полезное видео по теме

Видео #1. Ремонт насоса “Сверчок” – полного аналога “Ручейка”:

Видео #2. Наглядная демонстрация ремонта вибрационного насоса:

Электронасос “Ручеек” – простой и надёжный агрегат. В случае поломки его можно починить своими руками, существенно сэкономив на ремонте. Но наилучшим вариантом будет предотвращение выхода насоса из строя. Сделать это совсем несложно, необходимо внимательно изучить инструкцию по эксплуатации и осуществлять своевременное обслуживание и контроль за работой оборудования.

Появились вопросы или желание поделиться опытом, полученным во время дачного вибрационного насоса? Пишите, пожалуйста, комментарии. Размещайте посты с вашим мнением и фото по теме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector